?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Без царя

Библия. Книга Судей

Геополитическая обстановка в двенадцатом-одиннадцатом веках до н.э. оставалась достаточно благоприятной для Израиля. Египетская империя, вассалами которой долгое время пребывали многие города Ханаана, пришла в упадок, истощенная военными кампаниями, набегами пиратов и непомерными храмовыми тратами. Прекратила существование Хеттская империя. Ассирия оказалась связанной противоборством со своим давним соперником – Вавилоном.

Конфедерации племен Израиля приходилось противостоять только локальным угрозам, которых, однако, хватало с избытком. После вторжения в Ханаан и завоеваний Иегошуа Израилю так и не удалось взять под контроль всю территорию. Противники обладали важными стратегическими преимуществами. Мореходы-филистимляне знали как обрабатывать железо и поддерживали монополию на железные орудия. Ханаанцы-жители долины обладали колесницами, способными на равнине наносить существенный урон израильтянам, сражавшимся в пешем строю. Даже заиорданские кочевники имели стратегический козырь в борьбе с Израилем – верблюдов.

Книга Судей доносит до нас эпизоды отчаянной борьбы тех времен. Эпизоды эти не связаны между собой, но следуют общему образцу: израильтяне отклоняются от заветов Всевышнего, навлекают на себя наказание в виде очередного усиления соседей, но находится харизматичный «судья», наделенный божественной милостью, спасающий Израиль от рабства и истребления. Особенно памятна история-легенда богатыря-назарейца Самсона (гл. 13-16), сильно досадившего филистимлянам и пострадавшего через свою слабость перед женским коварством.

Завершается книга весьма брутальным эпизодом, напоминающим содомский. Некий левит подвергся домогательствам в городе Гивее, принадлежащем племени Биньямина, и вынужден был откупиться наложницей, насмерть изнасилованной горожанами. Такое злодейство вызвало возмущение всего Израиля и привело к междоусобной войне и почти полному истреблению биньяминитов.

Некоторые фрагменты книги Судей, например песнь Деборы (гл. 5), считаются очень древними и аутентичными, однако, в целом, видна рука позднейшего редактора, организовавшего текст так, чтобы доходчиво сообщить читателю главную проблему того времени: «не было царя у Израиля, и каждый делал то, что ему казалось справедливым» (17:6).

Tags:

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
burrru
Nov. 14th, 2005 07:27 am (UTC)
Спасибо. Хорошо, но мало...
solomon2
Nov. 14th, 2005 07:29 am (UTC)
ars longa, vita brevis
burrru
Nov. 14th, 2005 07:36 am (UTC)
Vita brevis, ars vero longa, occasio autem praeceps, experientia fallax, judicium difficile.
gektit
Nov. 14th, 2005 11:53 am (UTC)
"judicium difficile"
..забавно вышло: можно прочесть как "иудаизм чрезмерно запутан", но есть и ясное изложение истории..
( 4 comments — Leave a comment )