?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Бог дал, Бог взял

Иов

Книга Иова – это поэма, обрамленная в притчу. Истоки притчи восходят к месопотамской литературе. Во время оно некий праведник Иов пострадал от козней Сатаны, лишившись богатства, детей и здоровья. Коварный Сатана, однако, оставил Иову жену и нескольких толстокожих друзей. Диалог Иова с утешающими-укоряющими его друзьями составляет содержание поэмы.

Иов ропщет, утверждая свою невиновность перед Богом и людьми. Друзья пытаются уверить его, что уж какая-нибудь вина за ним отыщется. Всевышний ведь так просто не накажет. Да кто он такой, этот мнимый праведник Иов? Что толку в его горьких словах против неодолимой силы? Разве знает он замысел Господа? Уж лучше смириться с печальной долей, принять ее как должное. Бессмысленно притязать на справедливость, чего-то там требовать от Творца. «Голым человек пришел в этот мир, голым уйдет. Бог дал, Бог взял». Разве не сам Иов сказал это?

Иов упорствует в своем негодовании. Уж если Бог всеведущ, то как допустил он, что праведник жестоко страдает, а злодей пребывает в полном благополучии? Неужели нет в этом мире и толики справедливости? Ведь и сам Иов – божественное творение. Как может Создатель оставаться равнодушным к созданному им же по его же образу и подобию существу? Пусть человек бессилен перед лицом судьбы, и удел его - страдание, но последнее право есть у него – право протестовать и жаловаться на свою участь.

Заканчивается история Иова более чем благополучно. Смиренная настойчивость в защите своей правоты и вера в бесконечную справедливость Господа вознаграждаются. Болезнь проходит, богатство возвращается и становится больше прежнего. Иов снова одарен прекрасными сыновьями и дочерьми. В покое и благости, окруженный всеобщим уважением, доживает он до ста сорока лет…

Боже! Боже!

Tags:

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
chingachguk
Jan. 26th, 2006 07:29 am (UTC)
Это у вас с knizhkin синхронизация случайная или преднамеренная?
solomon2
Jan. 26th, 2006 07:47 am (UTC)
Выбор весьма невелик, тонкий слой мировой культуры. Просто совпадение. Да и подходы у нас совсем разные.
gektit
Jan. 26th, 2006 09:49 pm (UTC)
..а наблюдали ли вы Плеяды?
solomon2
Jan. 26th, 2006 10:24 pm (UTC)
Даже в телескоп, как Галилей :-)
gektit
Jan. 26th, 2006 10:42 pm (UTC)
..т.е. научились связывать узлы Кима?
solomon2
Jan. 27th, 2006 04:31 am (UTC)
Боюсь, даже распутывать узы Кесиля мне не под силу.
gektit
Jan. 27th, 2006 06:34 am (UTC)
..почему же сокрыли о том в предисловии?
solomon2
Jan. 27th, 2006 07:28 am (UTC)
В каком предисловии?
gektit
Jan. 27th, 2006 07:33 am (UTC)
..в предисловии к книге Иова. Так издревле повелось - прежде чем начать повествование, автор очерчивает границы своих знаний о предмете, а потом указывает что именно ему удалось в этих границах разобрать..
solomon2
Jan. 27th, 2006 07:40 am (UTC)
Вы меня озадачили. У книги Иова нет предисловия. Если же вы имеете ввиду мою скромную заметку, то это скорее послесловие. Текст книги Иова говорит сам за себя, как и я (т.е. несу отсебятину ;-) - в надежде сравнить свои впечатления с впечатлениями других читателей. Очерчивать заранее какие-то границы в данном случае нелепо.
gektit
Jan. 27th, 2006 08:06 am (UTC)
..точнее сказать "небыло", пока вы его не написали:

"Книга Иова – это поэма, обрамленная в притчу. Истоки притчи восходят к месопотамской литературе. Во время оно некий праведник Иов.. "

..а то, что все комментаторы нелепы, как и те четверо комментаторов Иова, так тут я с вами единодушен.

..может стоит поправить и заголовок заметки, ведь в тексте ЕГОВА и Дал и Взял, т.е. в славянской традиции ГОСПОДЬ и есть "перевод" Святого ИМЕНИ.
solomon2
Jan. 27th, 2006 08:23 am (UTC)
Комментаторы могут быть и нелепы, но сравнивать комментарии всегда поучительно.

Иов не был израильтянином, поэтому упоминание Иеговы представляется мне анахронизмом.
gektit
Jan. 27th, 2006 09:09 am (UTC)
..поучительнее чем Прямой смысл Текста?

..а вот Авраам тоже небыл израильтянином, а отложился к Народу ЕГО, и Исмаэль, и Ицхак. А и сам Израиль не знал Того ИМЕНИ, пока не Открылъ ОНЪ САМЪ Моисею. А первым коином назван тесть Моисеев, а Ханох живым взят к Народу ЕГО, как и Илия и многие не иудеи, нашедшие Святое ИМЯ ЕГО..
..представляться вам может, но есть же текст:

יְהוָה נָתַן, וַיהוָה לָקָח; יְהִי שֵׁם יְהוָה, מְבֹרָךְ
solomon2
Jan. 27th, 2006 10:07 am (UTC)
Автор, а может быть переписчик, мог специально вложить упоминание имени Иеговы для "пристегивания" книги Иова к корпусу библейской литературы. Сама же книга вполне могла быть переработкой месопотамского источника. Известна "Вавилонская теодицея" представляющая собой диалог страдальца, укоряющего богов, и апологета, противоречащего ему.
gektit
Jan. 27th, 2006 01:33 pm (UTC)
..удивительно, что и после ясного определения Вавилона, вы все еще сохраняете пристрастие к образованиям от этого корня:

1 И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; 2 с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. 3 И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. (КС 12:3; 13:1) 4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;

5 и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.

6 Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим. 7 И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов.

..только вавилонским мастерам и могла прийти на ум идея о защите Бога, ошиблись они только в том, что объединили Сатану с ЕГОВОЙ.

..тут как раз Иов и дает неоценимое разъяснение: Сатана, или Авадон, или Аполлион, не противоречит БОГУ-ОТЦУ, а есть азартный противник только защитнику людей - ЕГОВЕ.

..сама идея "диалога страдальца, укоряющего богов, и апологета, противоречащего ему" буквально противоположна Иову, начиная с того, что БОГ Один, а укоряющих Иова - четверо. Да и чем спасся и оправдан Иов, если возвращено ему все сторицей, или апологеты какого бога обвиняли его и в чем?
solomon2
Jan. 27th, 2006 03:40 pm (UTC)
Я не утверждал, то Вавилонская теодицея и Книга Иова одно и то же - просто их форма - дебаты о справедливости Бога/богов - достаточно традиционна.

Роль Сатаны в истории с Иовом весьма интересна. Я сделал для себя кое-какие ментальные заметки на этот счет, но не отразил в этой записи, чтобы не спешить с выводами :-) Мне все-таки кажется, что каким именно образом пострадал Иов - через вызов Сатаны, или от злых людей, или просто от несчастного случая - не суть важно для этой истории.
gektit
Jan. 27th, 2006 09:08 pm (UTC)
..традиционно противоположна?

..странно, опять-же, что Божественную суть притчи вы выносите за скобки, а выуживаете то, чего там нет. А ведь Иов собирательный образ судьбы всех Пророков от разрушения Первого Храма до Книги-съ Неба, а далее всехъ идущихъ за IСУСОМЪ: путем тернистымъ и инквизиционнымъ до самопожертвования, но только тот, кто не поклонится Велиару, не примет числа его ни на руку, ни на чело свое, только тот и обретет безсмертие из Руки ЕГО:

17 И когда я увидел ЕГО, то пал к ногам ЕГО, как мертвый. И ОНЪ положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний,
18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, АМИНЬ; и имею ключи ада и смерти.
solomon2
Jan. 28th, 2006 12:34 am (UTC)
Мне Иов не кажется архетипом пророка. Любой человек, прошедший через достаточное количество страдания, если только не ломается, становится в какой-то степени пророком и философом. Этим-то Иов и превосходит своих нестрадавших собеседников. Уметь пророчествовать,не страдав - вот это действительно божий дар, но Иов им не обладал.
gektit
Jan. 28th, 2006 11:16 am (UTC)
..кто-же, по вашему, обладал этим даром: Нострадамус или бабушка Ванга?
solomon2
Jan. 28th, 2006 03:24 pm (UTC)
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".
gektit
Jan. 28th, 2006 03:54 pm (UTC)
И их наполнил шум и звон..
..гаврилиады оного автора..
punja_karma
Jan. 29th, 2006 12:10 am (UTC)
ропот и стенания в адрес богов еще со времен египетских повелись, угу :)
А Йов мне всегда напоминал знаете кого? доктора Фауста. того тоже Бог просто отдал, сдал на спор типо :)
и на самом деле мне и того и другого жаль, я на их стороне.
для меня это литература, прежде всего.
solomon2
Jan. 29th, 2006 01:54 am (UTC)
Есть такая концепция, что Сатана тоже на службе у Бога. Т.е. Бог не уступил Сатане, а просто в очердной раз поступил по-своему, по-божественному, непонятно для человека.
( 23 comments — Leave a comment )