?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дороже рубинов

Притчи, Песнь песней

Традиция приписывает авторство библейского сборника моральных наставлений («Притчи») и эротической поэмы, известной как «Песнь песней», царю Соломону. Увы, при всей привлекательности, такая версия неправдоподобна. Притчи скомпонованы из разных источников (библеисты насчитали семь), относящихся к более поздним временам. Особенности языка «Песни песней» также указывают на позднее происхождение, уже после Вавилонского пленения.

Не вполне согласуется с тем, что мы знаем о легендарном царе, и само содержание Притч. Первые девять глав представляют собой наставления отца сыну придерживаться путей праведника, сторониться злых людей, склонных к несдержанности и насилию. Разумеется, этому-то Соломон мог бы поучать своих отпрысков (пусть Реховаму отцовская наука и не задалась), но далее наставник неоднократно остерегает сына от чужой и чуждой женщины, способной легко сбить юношу с пути добродетели. Такое поучение звучало бы уже странно в устах женолюбивого Соломона, отнюдь не избегавшего иностранок… Вместо лукавой распутницы молодому человеку советуют сосредоточиться на поисках Мудрости, также представляемой в образе женщины, но женщины идеальной, не омраченной томлением плоти…

Томление плоти говорит с нами словами Песни песней. Древние и поздние комментаторы Библии были, несомненно, шокированы неприкрытым эротизмом и откровенными образами поэмы. Общеизвестны попытки перетолковать ее смысл на иносказательный лад, но зеленеющее древо желания настырно пробивается сквозь заросли нравоучительных интерпретаций.

Суламифь страстно зовет к себе возлюбленного, но кто она сама? Уж не та ли развратница, о которой предупреждают Притчи? Ни в коей мере! Не чужестранка она, но плоть от плоти самой Земли Израиля, «роза Шарона, лилия долин». Не похожа она, однако, и на воплощение светлой мудрости Притч. Слишком много в ней темного, земного. Любовь Суламифи безыскусна и даже наивна, но и жертвенна, благородна. Ей присуща особая неосознанная мудрость, не отягченная всезнанием, но зорко стоящая на страже рода человеческого, «грозная как полки под знаменами».

Какую мудрость следует искать человеку? Рациональную возвышенную мудрость Соломона или интуитивную земную мудрость Суламифи? За разрешением этой дилеммы можно обратиться к последней главе книги Притч, не связанной с предыдущими главами и содержащей на этот раз поучения матери своему сыну-царю. Мать-наставница выдвигает идеал жены, гармонично сочетающей в себе оба типа мудрости. Цена такому сплаву поистине «много дороже рубинов» (Притчи, 31:10)

Tags:

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
punja_karma
Feb. 2nd, 2006 11:31 pm (UTC)
ибо крепка как смерть любовь :)
solomon2
Feb. 3rd, 2006 01:50 am (UTC)
memento amori
( 2 comments — Leave a comment )