?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Я был царем…

Экклезиаст

Книга Экклезиаста, наряду с другими книгами Писаний («Кетувим»), освещает кардинальные проблемы человеческого бытия. Книга Иова говорит о страдании, Притчи – о мудрости, Песнь Песней – о любви. Экклезиаст (греческий перевод ивритского «коheлет», говорящий в собрании, проповедник) учит о смысле жизни.

Кто он, взявший слово на собрании, чтобы высказаться по этому вопросу? Личность его остается загадкой. Вводная фраза книги представляет говорящего как сына Давида, царя в Иерусалиме. Такая атрибуция основана на (Эккл. 1:12), однако утверждение «я, проповедующий, был царем Израиля в Иерусалиме» можно понять в условном смысле. Арамеизмы и заимствования из персидского языка относят период написания книги к 5-4 веку до н.э., когда Иудея представляла собой провинцию Персидской империи, а ее столица Иерусалим оставался небольшим, не имевшим политического значения городом, хоть и не потерявшим своего значения духовного центра для евреев. Проповедник мысленно ставит себя на место царя Соломона и, возможно, сравнивая героическое прошлое Иерусалима с его непритязательным настоящим, приходит к выводу, что даже царские деяния остаются тщетными.

Уделы царя, богача, мудреца – слава, богатство, знание – все это остается суетой в глазах Проповедника, испробовавшего всего и не нашедшего истинного удовлетворения.

Однако всему свое время, и если есть (Эккл. 3:2-8):

Время родиться и время умереть,
Время насаждать и время вырывать насажденья,

Время убивать и время исцелять,
Время разрушать и время строить.

Время плакать и время смеяться,
Время скорбеть и время плясать,

Время разбрасывать камни и время сбора камней,
Время обнимать и время избегать объятий.

Время искать и время терять,
Время хранить и время выбрасывать,

Время разрывать и время сшивать,
Время молчать и время говорить,

Время любить и время ненавидеть,
Время войне и время миру
,
то полагается время и суете и «погоне за ветром»!

Смысл жизни, по Экклезиасту, состоит в том, что бы не заботиться о непостижимом, не отчаиваться от невозможного, но находить радость в каждодневном существовании. Увы, даже это оказывается неимоверно трудно, ибо жизнь человека наполнена страданием. Изнывает он от несправедливости, одиночества, да и сам себе приносит дополнительные несчастья по зависти и глупости.

Описание Экклезиастом злой иронии человеческого существования поражает всевременностью, будто и не минуло двух с половиной тысяч лет после сказанных им слов. Пройдут еще тысячелетия, и все останется так же, и солнце неумолимо продолжит свой путь на небосклоне, озаряя поиски, и неудачи, и отчаяние тех, кто придет после нас, столь же похожих на нас, сколько мы сами – на современников Экклезиаста.

Tags:

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
pr_x
Feb. 12th, 2006 03:50 am (UTC)
4-5 в до нашей эры? Или после?
solomon2
Feb. 12th, 2006 03:57 am (UTC)
до, конечно
(Deleted comment)
solomon2
Feb. 12th, 2006 05:33 am (UTC)
Да, в последней главе. Но мне кажется, он был прото-атеистом, а иначе бы не впал в отчаянье ;-)
(Deleted comment)
solomon2
Feb. 12th, 2006 06:28 am (UTC)
Бога надо сначала найти. Тот, кто нашел - блажен. Экклезиаст не видит никакого иного выхода, но он может и ошибаться. Вот не повезло человеку с женщинами - искал и не нашел подходящую (Эккл. 7:26-29) Может быть, это тоже был бы выход...
( 4 comments — Leave a comment )