?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Почему Вселенная?

Heller M. (2009) Ultimate Explanations of the Universe (перевод с польского)

Название книги известного теолога-космолога содержит определенный заряд иронии. Разумеется, возможно только одно окончательное объяснение Вселенной. Наличие множества противоречащих друг другу подходов указывает на незаконченность. Книга представляет собой сжатый, но глубокий и вместе с тем достаточно популярный, обзор современного состояния проблемы. Атака на окончательное объяснение осуществляется по трем основным направлениям: квантово-релятивистская космология, антропный принцип и традиционная теология.

Научная космология пытается объяснить Вселенную как собственную причину, вещь в себе, эволюционирующую по собственным законам. Увы, современные теории развития Вселенной на основе физических законов требуют допущения сингулярностей, т.е. точек, в которых эти законы перестают работать. Научный метод явно указывает на собственную ограниченность. Возможно, построение квантовой теории гравитации расширит область применимости физических законов в степени, достаточной для избежания сингулярностей, но такое построение - дело будущего, и история науки учит нас быть готовым к дальнейшим сюрпризам.

Антропный и ему подобные принципы отбора постулируют избранность нашей Вселенной среди великого множества альтернативных вселенных по тому или иному признаку, будь то наличие благоприятных условий для существования наблюдателя, как в оригинальном антропном принципе, или же, как в гипотезе Смолина, для формирования черных дыр, порождающих дочерние вселенные, наследующие благоприятные свойства. Принципы отбора способны, в принципе, объяснить природу нашей Вселенной, но они отодвигают окончательное объяснение на новый уровень, уровень ансамбля миров, находящийся за пределами нашего восприятия, доставляющий практически неограниченный простор для теоретизирования, но не предоставляющий методов, которые бы позволили предпочесть одну логически непротиворечивую теорию другой.

Трудности научно-философских подходов к проблеме окончательного объяснения заставляют приглядеться к ответам, предлагаемым традиционной теологией, со всей серьезностью и по-новому оценить их значение. Проблема окончательного объяснения является по своей природе теологической. Автор далек от мысли, что следование религиозным догмам способно удовлетворить человеческое стремление к пониманию, но и игнорирование и превратное толкование теологической традиции, характерные для современной науки, нельзя оправдать. Теологическая мысль не остановилась на буквальном толковании первой главы Библии. Ориген высказывал идею непрерывного творения, зачатки эволюционной теории можно найти в трудах Августина, теологами были Ньютон, применивший концепцию абсолютного пространства, теологическую по сути, для обоснования физической теории, и Лейбниц, задавший сакраментальный вопрос: "Почему существует нечто, а не ничто?" Возможно, наиболее ценный урок, который традиционная теология способна преподать современной науке, состоит в апофатической концепции Псевдо-Дионисия: Бог непостижим в своей бесконечности, и любое его имя, открытое человеку - лишь бледная тень. Любое объяснение Вселенной - не окончательно.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
aka_human
Jan. 23rd, 2012 07:40 am (UTC)
Я имею наглость придерживаться того-же мнения хотя далёк от теологии.
hojja_nusreddin
Jan. 23rd, 2012 09:33 am (UTC)
> Проблема окончательного объяснения является имманентно теологической

нипонил :)
solomon2
Jan. 23rd, 2012 01:01 pm (UTC)
я имел ввиду, что это естественный вопрос теологии
hojja_nusreddin
Jan. 23rd, 2012 02:56 pm (UTC)
для теолуха, Бог и есть "окончательное объяснение".
:)
solomon2
Jan. 23rd, 2012 03:01 pm (UTC)
Вопрос состоит в том как это объяснение работает. Т.е. каким именно образом Он постижим (если постижим).
hojja_nusreddin
Jan. 23rd, 2012 03:05 pm (UTC)
1. Бог непостижим, это основной итог теолухии
2. после теории Гёделя о "неполноте", это также итог науки.
3. поэтому никакого "окончательного" объяснения не предвидиццо.
и сама постанофка вапроса об ефтом - свидетельство безграмотности.
:)
solomon2
Jan. 23rd, 2012 03:21 pm (UTC)
По крайней мере, и Бог и Вселенная постижимы отчасти. Мы это совершаем каждый божий день. Естественно задаться вопросом о пределах такой постижимости. Анализ проблемы окончательного объяснения полезен в установлении этих пределов.

С Геделем, я думаю, вопрос обстоит тоньше. Да, математика, как теория всех возможных миров неполна и непополнима, но это априори не означает, что наша физическая Вселенная не может оказаться конечной и полностью объяснимой. Например, как компьютерная симуляция.
hojja_nusreddin
Jan. 23rd, 2012 03:29 pm (UTC)
> математика, как теория всех возможных миров неполна и непополнима

"пополнима", но процесс "пополнения" - бесконечен

> не означает, что наша физическая Вселенная не может оказаться конечной и полностью объяснимой

поскоку "наша Вселенная" включает в себя и математику, то см. вышэ
:)
( 8 comments — Leave a comment )