?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бес химеры

Питер Уоттс в "Ложной слепоте" выстраивает сценарий дегенерации человеческой цивилизации, выражающейся в потере способности к сознанию. Люди еще могут управлять машинами, манипулировать символами, создавать компьютерные программы и даже проводить научные исследования, но подобно оператору "китайской комнаты" не осознают смысла своих действий. Весьма сомнительный сценарий, поскольку сознание предоставляет своему обладателю очевидные адаптивные преимущества. Инстинктивное поведение хорошо до тех пор, пока внешние обстоятельства не меняются слишком радикально. Иногда следует остановиться и подумать о плане Б.

Можно однако констатировать, что в современном обществе имеет место другая, более тонкая дегенерация - потеря духовности. Сознание человека прошлого, как видно из исторических литературных и религиозных текстов, было пропитано этой самой "духовностью". В наше время, с распространением рационализма и материализма, "духовность" все больше воспринимается как рецидив первобытного мышления. Люди отрицают само существование духовной размерности бытия и тем самым нивелируют собственную духовную сущность. И станет так!

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
spamsink
Oct. 30th, 2015 08:36 pm (UTC)
Можно, однако, констатировать наличие fallacy - внедрения бездоказательного утверждения, что потеря "духовности" - это "дегенерация".
spamsink
Oct. 30th, 2015 08:52 pm (UTC)
Онтогенетически и филогенетически термин применим лишь к материальным структурам, а для утверждения, что потеря "духовности" является ухудшением приспособительных свойств или ослаблением жизнеспособности, нужны обоснования, о чем и речь.
gmz
Oct. 30th, 2015 08:51 pm (UTC)
"тонкая дегенерация" :-)
olekswol
Oct. 30th, 2015 08:46 pm (UTC)
А вы "Ложную Слепоту" читали в подлинники или переводе.Все переводы ругают,а автора критикуют,мол написал что-то глубокомысленное,но как-то туманно...
solomon2
Oct. 30th, 2015 08:59 pm (UTC)
В подлиннике, конечно. Туманностей я там не обнаружил. Все изложено с пугающей прямотой.

Edited at 2015-10-30 09:03 pm (UTC)
duchifat
Oct. 30th, 2015 11:14 pm (UTC)
Сознание человека прошлого, как видно из исторических литературных и религиозных текстов, было пропитано этой самой "духовностью". В наше время, с распространением рационализма и материализма, "духовность" все больше воспринимается как рецидив первобытного мышления.

Это очень спорно. По мере сокращения рабочего дня и семейных обязанностей, у современных людей все больше свободного времени. Все большее число современных людей тратит это время на духовные искания, самосoвершенствование и другую такую фигню.
solomon2
Oct. 30th, 2015 11:57 pm (UTC)
Рабочий день может быть и сокращается, но только формально. У духовных дегенератов мысли остаются с работой, бизнесом и т.д. И размножаются они успешнее, т.е. дегенеративные признаки закрепляются генетически.
duchifat
Oct. 31st, 2015 12:11 am (UTC)
По-моему, меропpиятий и материалов, посвященных спиритуальности, эзотерике и прочей околопсихологии в маше время на порядок больше, чем во времена наших родителей и тем более бабушек. Духовное развитие стало целой индустрией. В основном на женщин ориентированной.
ak_47
Oct. 31st, 2015 07:25 am (UTC)
По мере сокращения рабочего дня и семейных обязанностей, у современных людей все больше свободного времени.

Это очень спорное утверждение. То, что я вижу вокруг себя говорит об обратном. Моё поколение больше работает чем наши родители, хотя живёт комфортнее, конечно. Но это повышение комфорта случилось только потому что родители жили в СССР. Если бы я родился в какой-нибудь стране золотого миллиарда, то почти по всем статьям был бы worse off чем мои родители.
duchifat
Oct. 31st, 2015 07:39 am (UTC)
Людей, увлекающихся различными духовными практиками (медитацией, йогой и пр) и "духовным развитием" в наше время явно много. Это целая индустрия (ретриты, группы, семинары, терапия).

Я думаю, это результат того, что у людей (и в частности, у женщин, которые в основном "духовными" занятиями увлекаются) больше времени для занятия самими собой. Замуж стали выходить позднее, рожать меньше, тяжелых изматывающих работ меньше и т.п.

Но, может, и другие причины. :)
ak_47
Oct. 31st, 2015 09:39 am (UTC)
Тяжело судить. Судя по поп-культуре у меня сложилось впечатление что конец 60-х и вплоть до начала 80-х на западе был тоже бум спиритуализма, йоги и прочей моды на восток. Нужно спрашивать тех, кто лично застал и имеет что сказать.

Про увлечение духовными занятиями среди женщин до 30 и 30+ это верно подмечено. Я это вижу по сиднейской публике. Мужчины ходят на такие пероприятия только, чтобы дейт подцепить. Но про кризис в среде 30-летних успешных женщин в западных странах уже и без меня тома исписаны. Думаю что увлечение "духовными" занятиями среди них это одна из граней явления.
chasovschik
Oct. 30th, 2015 11:50 pm (UTC)
На мой взгляд, духовность где была, там и осталась. Хотя приобретает иногда странные формы, конечно, вроде желания спасти планету от капиталистов, например. Для тех, кто презирает людей прошлого с их первобытным мышлением, полно прогрессивных суррогатов. Истово и очень духовно верят в Гею, в Мировое Дерево, в income inequality, да мало ли. Понятно, это все очень легко принять за дегенерацию, но суть на самом деле примерно та же.
solomon2
Oct. 31st, 2015 12:03 am (UTC)
Если люди сами заявляют, что они бездуховны, я полагаю, что так и есть. Фанатично верить во что бы то ни было, это еще не духовность. Скорее наоборот. Человеческий дух мятежен и подвергает все сомнению.
(Deleted comment)
solomon2
Oct. 31st, 2015 06:35 am (UTC)
Дух оставляет свидетельства в текстах. Такого вопроса и задавать было не надо.
(Deleted comment)
solomon2
Oct. 31st, 2015 10:23 am (UTC)
Нет, в том, что дух оставляет свидетельства в текстах, я проблемы не вижу.
А вы бездуховны?
(Deleted comment)
solomon2
Oct. 31st, 2015 11:37 am (UTC)
Дело не в формальных определениях, а в интенсивности этой самой внутренней жизни. Окукливание проблематично, поскольку духовный контакт между людьми благотворен.
ak_47
Oct. 31st, 2015 07:29 am (UTC)
Согласен с Вами. Хотя слово "духовность" тут неудачный выбор. "Духовность" уже нельзя произнести на русском языке без сарказма. Я бы это назвал победой вульгарного утилитаризма.
solomon2
Oct. 31st, 2015 07:48 am (UTC)
Да, мне вот и захотелось взять в кавычки. В английском spirituality никакого налета скабрезности нет. Надо окончательно переходить на цивилизованный язык :)
ak_47
Oct. 31st, 2015 09:41 am (UTC)
Через очищение языка очищение мыслей, а там и очищение души. Всё верно. :)
chasovschik
Oct. 31st, 2015 01:34 pm (UTC)
Над очищением цивилизованного языка сейчас работают такие люди, что в результате вырисовывается натуральный речекряк.
( 21 comments — Leave a comment )